БУКСИРНЫЕ И СЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА
Буксирные устройства, ставящиеся на самоходных судах (буксировщиках), состоят из буксирного кнехта, гака, арок, лебедки и буксирных тросов.Буксирный кнехт служит для закрепления на нем гака и представляет собой стальную штангу высотой 2—2,5 м над палубой, установленную в диаметральной плоскости судна. Нижний конец буксирного кнехта закрепляется в специальном башмаке на кильсоне, а верхний конец при помощи стальных тяг скреплен с палубным набором судна.
По конструкции гаки подразделяются на простые, шарнирные (или откидные) и шарнирные с пружинными амортизаторами (рис. 39). Простыми гаками оборудуются буксирные катера и буксировщики небольшой мощности.
Помимо названных, встречаются и автоматические гаки, отдача буксирных тросов с которых производится автоматически при возникновении в буксирном тросе усилий выше допустимых. Во избежание опрокидывания буксировщика применяются гаки со специальными устройствами, обеспечивающими своевременную отдачу буксирного троса с гака при достижении судном критического угла крена.
Буксирные арки служат для поддержания буксирного троса на безопасной для членов экипажа высоте и для свободной перекатки его с одного борта на другой. Арки располагаются поперек кормовой части судна, число их зависит от ее длины и бывает от двух до шести. Буксирные арки изготовляются металлическими, а верхняя выпуклая их часть иногда обшивается досками. Буксирная лебедка предназначена для крепления коренного конца буксирного троса и изменения его длины во время буксировки. Автоматическая буксирная лебедка при увеличении натяжения буксирного троса потравливает трос, уменьшая тем самым его натяжение. Когда натяжение уменьшается, лебедка выбирает трос до тех пор, пока натяжение не станет нормальным. Буксирные лебедки имеют большой барабан с ребордами и оборудуются ленточными или дисковыми тормозами, тросоукладчиком и амортизатором. На большинстве буксирных лебедок устанавливаются вспомогательные барабаны, служащие для работы со швартовными тросами, для подъема якоря и других целей.
Управление буксирной лебедкой может осуществляться с помощью командоконтроллера, установленного вблизи лебедки, а также и командоконтроллера, установленного на капитанском мостике.
Перед включением лебедки в работу рукоятку командоконтроллера необходимо поставить в нулевое положение, а рукоятку переключателя постов управления установить в положение «Включено». На командоконтроллере имеется по четыре фиксированных положения в каждом из режимов «выбирать» и «травить».
Лебедка включается в работу поворотом рукоятки командоконтроллера в соответствующую сторону на первое положение. Если буксирный трос был натянут, то включение и разгон двигателя лучше производить со второго положения. Если буксирный трос висит свободно, то увеличивать скорость вращения барабана можно лишь после того, как буксир будет натянут (набит), причем увеличение скорости выбирания следует производить постепенно и плавно.
При переводе рукоятки в сторону «травить» на первое положение лебедка будет стравливать трос, при этом двигатель будет вращаться с частотой около 350 об/мин. При дальнейшем перемещении рукоятки во второе и третье положения скорость вращения электромотора не изменится, а при установке в четвертое положение двигатель будет работать с повышенной скоростью, следовательно, и трос будет стравливаться быстрее.
При использовании буксирной лебедки для выбирания швартовных тросов рукоятку командоконтроллера устанавливают на второе положение в сторону «выбирать». В этом режиме разрешается работать не более трех минут. Если появилась необходимость выбирать трос с большей скоростью, то рукоятку командоконтроллера устанавливают на третье положение. Время работы в этом режиме также не более трех минут с момента включения лебедки в работу на выбирание троса.
Остановка лебедки производится перемещением рукоятки в нулевое положение.
Буксирные тросы служат для крепления буксируемых судов с гаком буксировщика. Применяются стальные тросы различной длины и диаметра в зависимости от вида буксировки, мощности буксировщика и назначения буксирного троса. По назначению буксирные тросы подразделяются на ходовые, или главные, арочные, вспомогательные и бухты.
коуш буксирного троса. Такое устройство дает возможность быстро отдать буксирный трос с состава.
Для буксировки судов, не имеющих специального буксирного устройства, применяют брагу или полубрагу.
Сцепные устройства для толкания ставятся на буксирах-толкачах наряду с буксирными устройствами. Они представляют собой комплекс приспособлений для обеспечения толкания судов в кильватер.
Толкачи оборудованы двумя носовыми упорами и приспособлением для закрепления вожжевых и расчаливающих тросов. Баржи класса «О» оборудуются .двумя носовыми и двумя кормовыми упорами и имеют расчаливающие тросы. Баржи класса «Р» имеют один носовой и упрощенные кормовые упоры.
Вместо расчаливающих тросов для учалки барж между собой в составе и толкача с составом толкачи и баржи оборудуются автоматическими сцепными замками (автосцепами — рис. 40). Автосцеп на толкаче (или барже) состоит из двух вертикальных упоров и носовой обносной балки, имеющей в средней части вырез для сцепного рельса баржи. Расцепление замка осуществляется либо рычажным механизмом, либо при помощи тросовой проводки.