ОБОРОТЫ
Оборотом судна или состава называется изменение курса на обратный (поворот на 180°). Оборот обычно производится при подходе судна, идущего по течению к причалу, при постановке на якорь и в других случаях.а-при следовании вниз; б-при следовании вверх
Изменение курса на величину до 180° называется поворотом.
Для управления судном при оборотах и поворотах вахтенному начальнику рекомендуется подавать для рулевого следующие команды:
«Право руль» («Лево руль»), «Помалу право» («Помалу лево») ;
«Больше право» («Больше лево»);
«Право на борт» («Лево на борт»);
«Отводить»;
«Прямо руль»;
«Одерживать», «Больше одерживать»;
«Так держать».
Для выполнения оборота судна или состава необходимо выбрать акваторию с достаточными габаритами.
При благоприятных метеорологических условиях, большой акватории идущее по течению судно (для уменьшения диаметра циркуляции и крена при обороте) заблаговременно снижает скорость хода, руль перекладывают на борт, соответствующий стороне поворота, ход судна увеличивают до полного. Судно при этом начинает описывать циркуляцию, и как только оно станет выходить на обратный курс, руль постепенно отводят в положение «прямо», а при необходимости перекладывают на несколько градусов на противоположный борт для того, чтобы своевременно удержать судно на заданном курсе.
При наличии течения для сокращения диаметра циркуляции оборот нужно делать из быстрого течения на тиховод (рис. 63, а, положения /—V). При ветре оборот делают на ветер.
При ходе против течения, чтобы развернуть судно на обратный курс, оборот следует делать из тиховода на стрежень (рис. 63, б, положения /—V). В этом случае струи быстрого течения будут помогать развернуть нос судна по течению, что уменьшит диаметр циркуляции и облегчит маневрирование.
При действии на судно ветра и течения необходимо производить оборот с таким расчетом, чтобы их взаимное действие облегчало выполнение данного маневра.
При плавании в узкости, где отсутствует течение, развернуть судно на обратный курс можно путем изменения режима работы машины с перекладкой руля. Для этого перед началом оборота заблаговременно уменьшают ход судна, а руль перекладывают в сторону поворота. После перекладки руля ход судна увеличивают до среднего. Как только судно начнет разворачиваться, ход уменьшают до малого, а затем машину застопоривают с таким расчетом, чтобы не допускать чрезмерного сближения с берегом.
Потом дают задний ход, руль перекладывают в положение «прямо», а затем на противоположный борт.
Под давлением воды на перо руля и корпус судна корма на заднем ходу будет уваливаться в сторону переложенного руля. Маневрируя рулем и машиной для предупреждения большой раскатки кормы, выводят судно на фарватер.
При изменении работы машины с переднего на задний ход наиболее благоприятным моментом для перекладки руля явится тот, в который судно не будет иметь инерции назад и перо руля будет находиться в положении «прямо».
Перекладка руля при заднем ходе судна должна производиться весьма осторожно, ибо при задержании его в нужном положении произойдет резкий рывок, что может привести к поломке рулевого устройства.
На одновинтовом судне с гребным винтом правого вращения при благоприятных условиях оборот следует делать в правую сторону, а с винтом левого вращения — в левую.
На двухвинтовых судах при обороте в штилевую погоду руль перекладывают на борт в сторону поворота. Если оборот делается вправо, то левая машина должна работать полным ходом вперед, и как только судно начнет разворачиваться вправо, правую машину включают на полный задний ход.
Для оборота судна с помощью якоря останавливают машину н, с погашением инерции судна, перекладывают руль на 10—15° в сторону поворота, чем достигается небольшой раскат кормы; затем подается команда отдать носовой якорь с того борта, на который переложен руль. Под действием силы течения якорная цепь натянется, движение судна вперед прекратится, и под действием струй течения судно будет разворачиваться на якоре. Как только судно развернется носом против течения, подается команда поднять якорь, после чего оборот считается законченным.
При малых глубинах оборот на якоре следует делать весьма осторожно, не допуская попадания якоря под корпус судна.
Если течение отсутствует, оборот на якоре можно сделать только тогда, когда запас воды под днищем обеспечивает безопасное продвижение по тому месту, где отдан якорь.
Для выполнения оборота после отдачи якоря вытравливают несколько метров якорной цепи и закрепляют стопор. Затем дается самый малый или малый ход вперед, руль перекладывают на борт в сторону поворота. После натяжения цепи продолжают работать машиной на передний ход, держа руль на борту. Под действием струй воды от работы движителей на перо руля и корму судно медленно будет разворачиваться на обратный курс, поскольку нос удерживается на месте якорем.
Когда не представляется возможности сделать оборот с помощью якоря, а конфигурация берега, направление течения и глубины позволяют судну подойти носом к причалу или берегу, оборот можно произвести, используя течение, для чего судно должно упереться носом в берег.
Когда судно форштевнем упрется в берег, корма под действием течения и переложенного на борт руля будет разворачиваться по течению. Чтобы нос судна не отходил от берега, рекомендуется подать на берег швартовный трос или подрабатывать машиной самым малым ходом вперед. Когда судно изменит курс на 120—150°, швартовный трос отдают, и, работая на задний ход, предварительно переложив руль в сторону отклонения кормы, выходят кормой на середину русла.