ШЛЮПОЧНОЕ УСТРОЙСТВО
Все суда внутреннего плавания, за исключением мелких рейдовых, внутригородского и пригородного сообщений, должны иметь исправные лодки или шлюпки, количество которых на каждом судне определяется Речным Регистром .Корпус шлюпки может быть построен из дерева, стали, легких сплавов, пластмассы, армированной стекловолокном, и других материалов. В настоящее время широкое распространение получают пластмассовые шлюпки.
На всех судовых шлюпках и лодках по внешнему борту ниже планширя должен быть укреплен леер из смоленого или манильского троса с деревянными поплавками.
Шлюпка должна быть снабжена необходимым инвентарем и оборудованием (табл. 4).
Шлюпки устанавливаются на верхней палубе судна, на специальных кильблоках, в которых они крепятся найтовыми — короткими обрезками такелажных цепей.
Спуск и подъем шлюпок производятся при помощи шлюпбалок, вооруженных специальными шлюпочными лебедками с талями. Наибольшее распространение получили склоняющиеся (рис. 41,а) и скользящие (рис. 41,б) шлюпбалки.
а-склоняющиеся; б-скользящие
Шлюпочные лебедки бывают ручные и электрические. Одной из ответственных деталей вооружения шлюпбалок являются шлюптали. Тали могут быть двух- и трехшкивными с пеньковым или стальным тросом (лопарем).