ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ
На каждом судне, в зависимости от его типа и наличия противопожарных средств, каждому члену экипажа пожарным расписанием предусматриваются определенные обязанности, связанные с тушением пожара. Эти обязанности каждый член экипажа должен знать наизусть. Четкое усвоение их достигается проведением тренировок и учебных пожарных тревог.Все члены судового экипажа, помимо исполнения прямых обязанностей по вахте, должны внимательно следить за соблюдением на судне противопожарной безопасности и быть готовыми в любой момент принять все меры для ликвидации очага пожара.
Запах гари и дыма, обнаруженный на судне, особенно в пассажирских и грузовых помещениях, является характерным признаком начала пожара. Лица, обнаружившие признаки пожара на судне, обязаны немедленно сообщить об этом вахтенному начальнику и принять первые меры для предупреждения пожара или его ликвидации.
Основным средством тушения пожара на открытых палубах в жилых и служебных помещениях является вода. Огонь рекомендуется тушить сильными сплошными струями воды, подаваемыми к очагу пожара по возможности с наветренной стороны. Одновременно в целях ограничения распространения огня необходимо охлаждать водой судовые конструкции, шлюпки, емкости с горюче-смазочными материалами и т. п. в районе пожара.
Пожары внутри надстроек следует тушить распыленной водой и пеной, по возможности не допуская притока свежего воздуха к очагу пожара.
При тушении пожара люки, ведущие в трюмы, необходимо задраить, чтобы в корпусе судна не собиралась вода, могущая привести к потере им остойчивости, а также чтобы избежать случаев падения людей в эти люки.
Для тушения пожара в трюме сухогрузного судна можно прибегнуть к герметизации трюма путем задраивания люков и других отверстий. Этот способ применяют лишь для снижения интенсивности горения в трюме, так как такое тушение пожара требует много времени и не всегда эффективно. Наиболее действенным средством тушения является заполнение трюма водяным паром или углекислым газом.
Одновременно с тушением пожара, возникшего в одном трюме, необходимо наблюдать за состоянием груза в смежных трюмах.
В случаях угрозы перехода огня на смежные трюмы их следует наполнить водяным паром, углекислым газом, а смежные переборки охлаждать водой из шлангов.
В начальный период пожара в машинно-котельном отделении используют первичные средства тушения — кошмы, маты, песок,
огнетушители. В случае если очаг пожара большой, вводят в действие стационарные установки.
При тушении горящего электрооборудования необходимо предварительно отключить его от источников питания. Электрооборудование, с которого снято напряжение, можно тушить любыми средствами, однако во избежание порчи его в первую очередь следует применять углекислый газ, затем асбестовые маты(кошмы), воздушно-механическую пену и пресную воду.
Горящее электрооборудование, находящееся под напряжением, можно тушить воздушно-механической пеной, приготовленной на пресной воде в специальных аппаратах, дистиллированной или пресной водой, углекислым газом из ручных огнетушителей (при небольших очагах пожара), воздухом среднего давления (сбивает пламя в момент возгорания). При тушении водой или приготовленной на пресной воде воздушно-механической пеной личный состав должен пользоваться диэлектрическими перчатками. Применение химических огнеопасных пен, жидкости и морской воды для тушения в таком случае запрещается.
При пожарах на нефтеналивных судах необходимо учитывать, что концентрация паров нефтепродуктов в трюмах может привести к их воспламенению или взрыву. Основными средствами тушения пожаров в данном случае является химическая или воздушно-механическая пена; водяной пар и углекислый газ следует рассматривать как резервные средства.
Тушение горюче-смазочных материалов (ГСМ), находящихся в закрытом помещении, производится насыщенным паром, подаваемым но системе пожаротушения, в открытых или поврежденных хранилищах—пеной и углекислым газом, на палубах и в трюмах — пеной из пеногенераторов, воздушно-пенных стволов и пенных огнетушителей, а также песком и матами. Легкое топливо тушится специальными огнегасящими жидкостями из стационарных установок.
При тушении ГСМ воду следует использовать в мелкораспыленном состоянии. Сплошную струю воды можно применять лишь в случаях, если есть уверенность, что она, разбрызгивая горящую жидкость, не создает новых очагов пожара.
При загорании ГСМ за бортом судна, не имеющего хода или стоящего на якоре, необходимо отогнать горящее топливо струями воды из пожарных шлангов, а если имеется возможность—дать судну ход против ветра.
На пассажирском судне нужно иметь расписание по эвакуации пассажиров на берег и в спасательные шлюпки.
С подачей сигнала «Пожарная тревога» все члены судового экипажа должны собраться к месту пожара. Если позволяет обстановка, вахтенному начальнику необходимо развернуть судно к ветру так, чтобы огонь относило в сторону от емкостей с топливом, горючих материалов. Для быстрой и успешной эвакуации пассажиров судно целесообразно поставить на мелкое место с тихим, прижимным течением и мягким, ровным грунтом и высаживать пассажиров непосредственно на берег, используя для этой цели шлюпки и другие плавающие средства. Посадка пассажиров в шлюпки должна производиться организованно, группами и строго на расчетное число пассажиров. В первую очередь в шлюпку принимаются женщины, дети, инвалиды и старики.