ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО
Якорное устройство состоит из якорей, якорных цепей и механизмов для отдачи, подъема, крепления якорей и якорных цепей— стопоров, клюзов, шпилей или брашпилей.
Все суда оборудуются носовым, а крупные и кормовым стационарными якорными устройствами. Наибольшее распространение получило клюзовое якорное устройство (рис. 27). Для якорных цепей применяются калиброванные цепи, преимущественно с распорками. Калибр (толщину) цепи подбирают по весу якоря. Цепь состоит из отдельных кусков длиной 25— 27,5 м каждый, называемых смычками, которые соединяются между собой специальными соединительными скобами. Концевые смычки якорной цепи имеют вертлюги, предотвращающие скручивание цепи. Цепь прикрепляется к якорю якорной скобой, спинка которой должна быть направлена к судну; скобы, соединяющие смычки, ставятся спинками к якорю.
.jpg)
а-спомощью жвака-галса; б-с помощью откидного гака; 1-кильсон; 2-жвака-галсовый конец; 3-глаголь-гак; 4-палубный клюз; 5-обух; 6-откидной гак; 7-цепной ящик; 8-валиковый привод; 9-кожух; 10-маховик; 11-якорная цепь
Коренным концом якорная цепь крепится к жвака-галсу. Жвака-галс — это кусок цепи, прикрепленный одним концом к кильсону или флорному шпангоуту корпуса судна посредством скобы, а вторым — посредством глаголь-гака к якорной цепи (рис. 28,а). Такое устройство дает возможность при необходимости быстро разъединить якорную цепь от судна при натянутом положении.
На многих современных судах коренной конец якорной цепи крепится при помощи специального откидного гака (рис. 28,б), управление которым выведено на палубу.
Для определения длины вытравленной цепи производится маркировка путем наложения марок из мягкой проволоки на распорки звена в конце каждой смычки. На второй смычке накладываются марки на двух звеньях, на третьей — на трех и т. д., а звенья с марками окрашивают белилами. При плавании по рекам с малыми глубинами маркировку якорной цепи следует производить через 10 м. Для удержания якорных цепей в требуемом положении служат стопоры, которые устанавливаются на палубе между брашпилем и якорным клюзом. Наиболее распространенными типами являются палубный зажимной стопор(стопор Легофа) и винтовой стопор (рис. 29).
.jpg)
Подъем якорей осуществляется шпилями или брашпилями.
Шпиль (рис. 30) имеет вертикальную, а брашпиль (рис. 31) — горизонтальную оси вращения. На шпиле устанавливается одна звездочка, на которую закладывается выбираемая якорная цепь и один швартовный барабан.
Брашпиль имеет две звездочки и два швартовных барабана, закрепленных на концах горизонтального вала.
.jpg)
1-червячная шестерня; 2-червяк; 3-швартовный барабан; 4-гнезда для вымбовок; 5-разобщительная муфта; 6-якорная звездочка; 7-стопор
Современные теплоходы располагают достаточным количеством электрической энергии. Поэтому большинство шпилей и брашпилей приводятся в действие от электродвигателей, одновременно с использованием которых предусматривается также и ручной привод для работы при отсутствии энергии на судне. Малые суда и баржи оборудуются ручными шпилями и брашпилями. Чаще всего на одном судне имеется как брашпиль, установленный на носовой части палубы для подъема носовых якорей, так и шпиль, располагающийся на корме для подъема кормовых якорей.

1-механизм включения ведомых шестерен; 2-муфта включения ведомых шестерен; 3- якорная звездочка; 4-швартовный барабан; 5-качковый механизм ручного привода; 6-ленточный стопор якорной звездочки; 7-храповое устройство ручного привода; 8-привод муфты включения якорной звездочки; 9-муфта включения якорной звездочки; 10-червячный редуктор привода брашпиля от электродвигателя
Реклама: Внимание!!! ProStroy. Узнать новое о строительстве? Найти нужные контакты? Отыскать строительную документацию? ВСЁ ЗДЕСЬ: Строительный портал Беларуси. Оперативно. Актуально. Современно.