ЗАДЕЛКА ПРОБОИН
Удалить воду из поврежденного отсека без предварительной заделки пробоины возможно, если насосы водоотливной и осушительной систем имеют достаточную производительность.Для временной заделки пробоины снаружи применяют пластыри. Размер пластыря должен быть больше размеров пробоины. После определения места пробоины пластырь со всем его оборудованием подносят к пробоине и одновременно приступают к заводке подкильных концов. Последние заводят с носа судна и устанавливают их над местом пробоины. К коушам верхней стороны пластыря крепят шкоты, а к нижней стороне — подкильные концы. Затем подкильные концы начинают выбирать с противоположного борта, иногда используя для этой цели тали. Потравливая шкоты, пластырь опускают и продвигают его по обшивке до тех пор, пока он полностью не закроет пробоину. Для облегчения подводки пластыря к нему привязывают контрольный штерт, имеющий сантиметровую разбивку. Заведенный пластырь обтягивают и шкоты закрепляют на кнехтах или утках (рис. 54, я). После этого приступают к откачке воды из отсека, и пластырь прижмется к пробоине. Откачав воду, приступают к временной заделке пробоины изнутри отсека.

а-с помощью пластыря; б-с помощью внутреннего ларя; 1-пробоина; 2-подкильные концы; 3-контрольный штерт; 4-пластырь; 5-распорки; 6-ларь
Если пробоина имеет рваные края, выступающие наружу, пластырь нужно подводить очень осторожно, так как он может быть порван. На такие пробоины необходимо наложить доски.
брусья или лист фанеры, а иногда пробоину следует изнутри заложить тюфяками, матрацами и т. п., чтобы предупредить разрыв пластыря. При больших размерах пробоины следует поставить фальшшпангоуты, представляющие собой натянутые тросы, перекрывающие пробоину и идущие поперек корпуса судна.
Для заделки повреждений больших размеров используют внутренние лари. Ларь (рис. 54, б) делают из толстых досок (лучше всего шпунтованных), иногда с двойными стенками, чтобы обеспечить лучшую водонепроницаемость и надежность. Стенки ларя должны быть на 50 см выше ватерлинии судна. Для плотного прилегания ребер досок к днищевой и бортовой обшивке между досками и обшивкой прокладывают кошму, промазанную суриком. Для обеспечения водонепроницаемости ларя пазы досок с наружной стороны проконопачивают. Для прочности ларь сверху и с боков подкрепляют распорками из брусьев. Он будет держать воду внутри себя на уровне осадки судна и не даст ей распространиться по отсеку.
Пробоины круглой формы диаметром до 300 мм могут быть заделаны пробками из мягких пород деревьев (ели, липы). Для этого края пробки обильно смазывают жидкой шпаклевкой, изготовленной на железном сурике. Заделка пробоин пробками недостаточно надежна, так как от вибрации корпуса судна пробки постоянно расшатываются и выпадают из отверстия.
Пробоины диаметром от 35 до 100 мм с рваными краями можно заделывать при помощи металлического пластыря с прижимным болтом.
Пробоины небольших размеров, а также трещины в местах наружной обшивки и в ее швах заделывают мягкими пластырями или щитами без постановки или с постановкой цементных ящиков (рис. 55).
Постановку щитов производят следующим образом. В зависимости от размеров пробоины берут одну или несколько досок или щит, ставят их в шпацию, закрывают всю пробоину. Под доски или щит кладут просуриченную (или просаленную) кошму, многослойную парусину или мешок, набитый паклей, а затем с помощью распорок из брусьев и клиньев щит плотно прижимают к пробоине.

а-без постановки цементного ящика; б-с постановкой цементного ящика
Для укрепления на пробоине мягких пластырей или щитов применяют также раздвижные упоры и болты с откидной скобой.
Постановку цементного ящика осуществляют так. Изготовленный из досок соответствующего размера без дна ящик устанавливают над пробоиной (или местом течи), предварительно заделанной щитом или пробкой. Металл вокруг пробоины должен быть очищен от старой краски и жиров. Ящик заполняют цементной массой (на 1 часть цемента 2 части песка). Если цемента на судне достаточно, то лучше применять один цемент, добавляя к нему жидкое стекло. Если постановкой щита или пробки водотечность устранена не полностью, то, чтобы вода не размывала цемент, посередине ящика вставляют металлическую трубку для отвода воды. После того как цементная масса затвердеет, трубку также забивают цементом.
Для временной заделки пробоины иногда применяют днищевые кессоны, которые устанавливаются с помощью водолазов.